Об авторе

Привет! 

Давайте познакомимся. Меня зовут Ирина Валерьевна Борисович.

Лет мне по паспорту 58, по мироощущению где-то около 30, а по способности искать приключения - все 18.

Родилась я в 1963 году в небольшом и уютном городке Пензенской области под  названием Кузнецк. А с 12 лет стала постоянным жителем Казани.  

Я ощущаю себя человеком на своем месте, мне интересно жить, и все время хочется научится чему-нибудь новому. А как я дошла до жизни такой можно узнать из этой статьи.

Истоки

В силу жизненных обстоятельств родители мои жили отдельно от меня в Казани. А мои самые беззаботные годы прошли под присмотром бабушки и дедушки. Были они в Кузнецке людьми известными: Бабушка - музыкант, преподаватель педагогического училища, на пенсии давала частные уроки музыки. Дедушка - журналист, долгое время работал редактором местной газеты. А будучи на пенсии занимался общественной деятельностью.

Первые шаги по жизни

О самом раннем детстве конечно, воспоминаний немного, больше на уровне ощущений. Причем, от  бабушки в самом раннем детстве воспоминаний почти не осталось. Наверное потому, что из-за больной спины она мало брала меня на руки. А вот, удивительное дело,  как дед укачивал на руках и пел колыбельную “Спи , младенец мой прекрасный, баюшки- баю, Тихо светит месяц ясный в колыбель твою…”   память хранит. Ощущение мягкого лунного света в комнате и легкого движения воздуха из открытой форточки  - все это так явственно, наверное - это правда. 

Еще из раннего детства помню прогулки с дедом.  на окраину города. Мне года два  или три было. Гуляли мы там и знакомились с разными домашними животными, потому-что  улицы на окраине были , как в деревне - частные дома. На улице паслись всякие копытные, хрюшки, гуляли индюки и гуси. Особенно я любила смотреть “маленьких му” (телят) и “маленьких  ме” (козляток). Думаю, что эти прогулки очень сильно помогли в развитие речи, и в понимании мира.

 Говорить я начала рано, а затем и читать. Кстати, у меня в семейном архиве сохранилась моя первая самостоятельно прочитанная книжка. “Солнышко рисует”. Если верить надписи, которую дед сделал прямо на первой страничке, произошло это в четыре с небольшим года. С тех пор чтение стало любимым занятием на всю жизнь.

И любовь к походам и  путешествиям, тоже началась оттуда. Правда, иногда эта любовь меня подводила. Детство наше счастливое прошло в разных играх во дворе. Ребятишек было много, двор огромный, классный: с высокой травой, с сараями, песочницей, горками и качелями (большие деревянные - просто класс!)

Но, за пределами двора - городской парк. А через три дома, хлебозавод, где можно залезть на забор и у рабочих выклянчить буханку горячего душистого хлеба, а потом слопать его с друзьями на улице, разламывая прямо руками. Или за забором  во дворе детский сад. А там яблони, крыжовник. Как мы эти зародыши ягод и яблок жевали. и не кисло было, и поносов никаких не было!

 В общем, соблазнов было море.И мы все время нарушали святой запрет родителей - не уходить со двора. Но друг дружку всегда старались прикрывать, если вдруг кого-то звали домой, но не нашли.  Мол, вот у Светки засиделись дома, или в подъезде у кого-нибудь. Но  иногда случались и проколы.

Организаторские способности у меня тоже начали проявляться рано. Когда мне было пять лет, подговорила я компанию ребятишек  от 4 до 8 лет со двора в поход на родник. Где он точно находится я не знала. Только слышала, что где-то  на “лысой” горе. И очень приблизительно знала по каким улицам туда идти. Но уверенности было хоть отбавляй. Вот так и мы и дошли  до окраины города.

А там нужно было по дощечкам перейти небольшой ручей. и одна из подружек поскользнулась и шлепнулась в грязь. Поход был безвозвратно испорчен, пришлось возвращаться назад. Тут уж никто никого прикрывать не стал. От бабули попало мне по первое число. 

Но, к счастью, эта история не отбила у меня охоту изучать мир в путешествиях и походах. А главное, научила тому, что к походам нужно тщательно готовиться.  

Сейчас, с позиции взрослого, я понимаю, насколько рискованными были мои дошкольные годы. Да и школьные тоже. И, в то же время , это был бесценный опыт научиться чувствовать опасность, избегать рискованных ситуаций, уметь преодолевать трудности, принимать верные решения и нести ответственность за свои поступки.

Бабушкино воспитание

Только не стоит думать, что все детство мое было дворовым. Бабушка считала необходимым научить меня “женским ремеслам”. Поэтому лет с четырех по выходным ( в будние дни я ходила в детский сад) у нас были с ней обязательные занятия. 

Самое первое рукоделие, которое я освоила  - это плетение нитками без всяких приспособлений, просто пальцами. научилась я плести  ремешки, браслетики и сеточки - авоськи.

Второе, освоенное мной рукоделие - вышивание крестиком. Садились мы с бабушкой вместе. Она вышивала большие картины: сама расчерчивала репродукции известных художников и переносила на канву. Мне  выбирала узоры попроще, чаще всего с почтовых открыток. Помню, что в начальной школе я уже могла делать это самостоятельно. Но увлечением вышивка не стала.

 А к шести годам я уже могла строчить на ножной швейной машине “Зингер”. Все платья бабуля шила мне сама. И, когда я освоила строчку, я принимала активное участие в их пошиве. Очень мне потом пригодилось умение шить, когда пришлось своих детишек в 90-е годы поднимать.

Но легче всего мне давалось освоение кухонных премудростей. Готовить мне очень нравилось.И здесь даже нельзя сказать, чтобы мне давали кулинарные уроки. Просто бабушка, когда готовила, любила еще и разные истории из жизни рассказывать. Сидит, картошку чистит, и вспоминает, как 1941 году они мерзлую картошку из под снега выкапывали или как в село зимой ездили на лошади и от волков отбивались. А я тут же на подхвате. Вот овощи нарезать, вот пирожок слепить.

 Однажды у подружки дома решили мы для ее родителей обед сварить. Сюрприз сделали. Замахнулись на борщ. Все, что надо покрошили, варится и пахнет вкусно, только соли не хватает. На столе стояла пачка соли. Солю - мало, еще солю мало! Две столовые ложки добавила, а соли не чувствуется. Расстроилась я,а что делать непонятно. Тут тетя Тамара, подружкина мама пришла. Удивилась она очень нашему кулинарному шедевру. Попробовала, похвалила. “Вот только соли,  - говорит - не хватает”. Я объясняю, что много солила. И тут выяснилось, что в пачке из-под соли у них лежит сода. Вот такой мой первый самостоятельный борщ получился, когда мне было шесть лет.

Самыми значительными и трудными были для меня занятия музыкой.В пять лет, буквально сразу после дня рождение мне торжественно объявили, что теперь у меня будут настоящие занятия музыкой. Мне подарили нотную тетрадку. А еще бабуля завела тетрадь - дневник, куда после каждого занятия для меня записывалось задание, а еще ставились отметки за его выполнение.И никакой улицы, пока не отзанимаюсь положенных два-три часа.И тут бабуля была тверда и неумолима.Скидка делалась только во время болезни, и то, пока была температура. Но заниматься музыкой мне нравилось. Бабушка учила по своей методике и к семи годам у меня был  интересный репертуар. Помню, что в конце первого класса выступала на большом школьном концерте. Вот только фотографий почему-то от начальной школы совсем нет.

Жаль только, что не слишком долго длилась эта учеба. Когда мне было 9,5 лет у бабушки случился инсульт. И дальше занималась я самостоятельно, как могла. Без музыки жизнь я уже не представляла. Нот в доме было много, и вечерами я разучивала новые произведения для души. По примеру бабушки сама записывала себе задания и старалась их выполнять.  Тетрадка - дневник тоже сохранилась у меня до сих пор, как память о бабушке. И рояль живет со мной в  двухкомнатной ленинградке,  добросовестно занимая треть самой большой комнаты.

Детские радости

Игрушек у меня было очень много. Под игровую зону был отдан большой сундук, на нем в основном жили куклы.Были очень любимые надувные резиновые звери. Из них я устраивала зоопарк. Кто и когда покупал мне игрушки почему-то стерлось из памяти. Кажется, чаще всего это делал дедушка. Именно он баловал меня чаще всего. А еще у нас были красивые венские стулья, из которых отлично получалась машина или ракета. И мои друзья любили играть у нас дома.

А  квартира была очень большая, хотя жили мы в двух смежных комнатах, а в третьей комнате жила одинокая старушка - соседка. Отношения с ней были очень теплые, практически родственные.  Я дома каталась на велосипеде. Трехколесном, конечно. Но ездить было очень свободно.

Самым привлекательным объектом в доме была домашняя библиотека.  В коридоре во всю длину стены (метра 4) от пола до потолка стоял стеллаж с книгами.Чтобы доставать книги с верхних полок нужна была лесенка. А какая интересная бывала добыча!

Больше всего мне нравилось читать и смотреть иллюстрации старинных книг, а таких тоже было немало. Например, была детская энциклопедия середины девятнадцатого века. Какие классные там были иллюстрации!

Немного грусти про маму и папу

А вот от родителей в раннем детстве остались очень скудные воспоминания. Их приезд в Кузнецк был большой редкостью. Папа был, кажется, только два раза. Я совсем не помню, могу судить только по фото. Мама приезжала чуть чаще. Обычно на майские или ноябрьские праздники.

Помню, как в доме поднималась суета, быстро готовился салат из огурцов и помидоров с яйцом и сметаной. А еще начиналась примерка каких-нибудь обновок для меня. И это все, что осталось из раннего детства от мамы в Кузнецке. А еще недолгие разговоры по междугороднему телефону: Как живешь? Бабулю слушаешься? Музыкой занимаешься? И все в таком духе. 

Когда стала чуть старше, лет 7-8, иногда меня привозили в Казань. Родители жили в частном доме вместе с другой бабушкой, матерью отца. Здесь же жили семьи сестры и брата отца.И мои двоюродные сестры. С ними я и играла. Но больше всего мне нравился сад. Огромный, тенистый. Было больше 20 яблонь, вишня, малина. Рядом с домом  росла береза и жил в будке огромный пес Верный. Стоял во дворе и дядин мотоцикл. Вот садились мы на него верхом и воображали будто несемся на лошади по прерии, а мы индейцы и охотимся на антилоп. Делали луки и старались сбить выстрелом яблоки с яблони. Весело было.

 А еще мама старалась съездить со мной в другие города. Были мы на Черном море в Ялте, в Москве. Но, как ни странно, воспоминаний об этих поездках почти не осталось. только обрывками, и то, пожалуй, больше из рассказов родственников или по фото.  

Испытание на жизнь

Еще из самых грустных моментов детства - это тяжелые осложнения, которые возникли при простой и популярной тогда операции для детей - удаление миндалин. Сделали эту операцию в 6 лет по настоянию участкового врача, потому что мучали меня частые ангины. И перед школой решили таким образом от них избавиться. 

Результат был несколько неожиданным. Положение было настолько серьезным, что даже вызвали в Кузнецк маму. Несколько дней с температурой за сорок я была где-то в прострации между небом и землей. Когда почти через две недели (вместо трех дней) меня выписали из больницы, слабость была такая, что я почти не ходила .А из-за осложнений на сердце мне прописали строгий постельный режим.

 Но, кому-то видно было нужно оставить меня на Земле, поэтому через месяц постель стала мне надоедать и появилось желание бегать. Врач-кардиолог жила в нашем дворе и контролировала меня  каждую неделю. . Постельный режим постепенно сошел на нет. Только в школу я в тот год так и не пошла.

Пожалуй, именно следствием частых  болезней в детстве моей любимой книгой стала популярная  книга для родителей “Берегите детей от заразных заболеваний”, что очень забавляло взрослых. Но я ее знала практически наизусть.

А еще даже в 7 лет легко могла оказать первую мед. помощь, обрабатывать ранки и ссадины, интересовалась лекарственными растениями.

Мы с друзьями на этих знаниях зарабатывали витаминки и гематоген. Занимались заготовкой трав и сдавали их в местную аптеку.

Домашняя сказка

Я очень любила нашу квартиру. Дом был старый, довоенной постройки. Когда-то отопление было только печное, позже сделали центральное отопление. Но комнаты были большие, и в сильные морозы этого отопления не хватало. И тогда топилась печь-голландка. 

Это было просто волшебно. Мы приносили из сарая дрова и растапливали печь. Дверка в печи была сделана с отверстиями для поддува. Когда печь топилась, можно было смотреть на огонь. Я очень любила в полутемной комнате сидеть на полу  рядом с печью и любоваться узорами от пляшущих язычков пламени. А  утром, только проснувшись, мне нравилось прибежать к печке и прижаться щекой к ее теплому боку. 

Сарай - это просто волшебное место, куда бабушка отправляла нас с дедом за зимними припасами. Погреб был сделан отличный, большой.  Мне доверяли спустится вниз, чтобы набрать ведро картошки. Потом я цепляла его за крючок и дедушка на веревке вытягивал его наверх. А еще там обязательно стояли бочонки с квашеной капустой, солеными помидорами и огурцами, мочеными яблоками.Настоящие зимние лакомства. 

Отрочество. Становление характера

Отрочество - это то время, когда становится характер. И получилось оно весьма непростым, как и характер. . Бабушка восстанавливалась после инсульта очень медленно, практически не ходила, частично потеряла память  и почти  не разговаривала со мной.Основные хозяйственные  и прочие заботы легли на плечи деда. Хотя он честно пытался и моим развитием и воспитанием заниматься.

Жизнь  быстро научила меня самостоятельности, но наложила свой отпечаток на отношение к домашнему хозяйству. Я люблю готовить и мыть посуду, но не люблю стирать и убираться. Это было слишком тяжело.

Зато вечерами мы с дедом расстилали на полу географические карты и путешествовали по разным городам и странам. Рассказов у деда было море. И рассказчик он был отличный,,журналист все-таки.Или загадывали друг другу разные географические объекты и искали их на карте.

 Но больше всего мне нравилось, когда у него получалось посидеть со мной перед сном. Точнее, я уже ложилась спать,в комнате выключался свет, а дедуля рассказывал мифы Древней Греции.И так у него интересно это получалось, прямо моноспектакль! Я в ту пору просто влюбилась и в географию и в древнюю историю. 

И все-таки книги были моим главным воспитателем в это время. Читала я просто запоем: и за обеденным столом, и ночью под одеялом, и в “кабинет задумчивости”  старалась книжку протащить. Записалась и в районную библиотеку, и в школьную. 

Лет в 9-10 я сделала открытие - в сарае стояли старые шкафы, в которых тоже лежали книги и старые журналы. Так появилось еще одно увлечение - исследование содержимого шкафов. Было в этом что-то интригующее. 

Новые увлечения

Кроме книг, к 10 годам появилось страстное увлечение шахматами. У нас был классный шахматный кружок в доме пионеров. Мы ездили на областные соревнования. И команда была очень сплоченная. А еще тренер нас регулярно выводил на городские турниры среди взрослых шахматистов. И мы тоже там часто участвовали.

В кружке были одни мальчишки, и я среди них чувствовала себя настоящей принцессой. Хотя, с точки зрения внешности, девочка я точно была не самая красивая. Во-первых, после операции я сильно набрала вес, и в подростковом возрасте была довольно крупной, Но к счастью, не “рыхлой”, потому что очень много двигалась.

.А во-вторых, ухаживать за собой особо не умела, и волосы просто в хвост собирала. 

Но, ребята меня очень любили. Многие были постарше меня на 2-3 года, и так и звали сестренкой. Хотя, кружок был всего три раза в неделю, мы действительно чувствовали  эту родственную связь. За шахматной доской просиживали по 5-6 часов.И  как я уроки успевала делать? Но, чаще всего успевала.

Заводила во дворе

Во дворе у нас ребят было много. разумеется, две враждующие компании.  Из меня получилась неплохая атаманша. Фантазия работала хоть куда. Чего мы только не делали. И штаб на чердаке, и слежки какие-то устраивали. А чего ради, сейчас уже и не помню. Но тогда это все было прямо серьезно. “Враги” наши были постарше и похулиганистей, временами устраивали во дворе погромы, над малышами издевались. А мы вступались всерьез, бывало что и  дрались. И битыми тоже были, когда нас отлавливали по одиночке. Из девчонок в основном доставалось мне и моей самой близкой подружке Нине.

 Зато характер закалялся, потому что взрослым мы никогда не жаловались, разбирались сами.

Хорошего делали тоже много. Мне очень нравилось возиться с младшими ребятишками. Прямо завидовала тем, у кого были младшие  братья и сестры. А те и рады радехоньки были их мне спихнуть на время прогулки. Однажды придумала поставить для малышей спектакль. Взяла рулонную бумагу, нарисовала картинки  - декорации для сказки Колобок. закрепила рулон в дверях сарая, перед ним поставили стульчики, рассадили малышей и получился дворовый театр. Всем понравилось.

 “Родина” и “Патриотизм”  - не просто слова 

Чувство патриотизма и любви к Родине развиваться стали рано. Возможно, многие вещи я до сих пор идеализирую. Но - это моя жизнь. Я много читала о войне, о героизме, о детях-героях. Тогда нас готовили в пионеры на хороших поступках. Я была настоящим тимуровцем, искренне старалась быть активной, соответствовать пионерским идеалам. Мне нравилось собирать металлолом и макулатуру, соревноваться за самый чистый классный кабинет, выпускать стенгазеты и многие другие коллективные дела. 

Красный галстук на самом деле был для меня и гордостью, и совестью.Также, как позже комсомольский значок.

Собственно, коллективизм и ответственность, у меня сохранились  до сих пор. В школьные годы слова  “За честь класса и школы” никогда не были для меня пустым лозунгом.

С восьми лет каждый год мама стала брать для меня путевки в пионерский лагерь. Там я тоже была подарком для воспитателей и вожатых. С удовольствием участвовала во всех мероприятиях и спортивных соревнованиях. Лагерь научил меня волейболу и баскетболу. Всегда в спартакиадах была в команде лагеря по легкой атлетике. 

Переезд и новая жизнь

В 12 лет мы переехали в Казань. Переезжать мы с дедом  не хотели. Стресс от переезда был немаленький, настолько резко поменялись условия жизни. В 16 метровой комнате в коммуналке мы оказались вчетвером: я, мама, дед и сидячая бабушка.  Соседи оказались недобрые. Лишний раз даже на кухню я не хотела выходить.

 Дед тоже сильно страдал от недостатка общения и, фактически , изоляции от общественной жизни. Целыми днями писал мемуары. В этот период отношения с дедом стали менее доверительными. Наверное, трудно мне было простить, что не отстоял он нашу жизнь в Кузнецке. Слишком много родного там осталось.

 Собственно, это было тяжелое  расставание с детством.  Довольна была только мама, что удалось родителей перетащить поближе, вроде как она переживала, что не может за ними иначе ухаживать. 

Меня в этой ситуации выручила новая школа. С одноклассниками я сошлась быстро и легко. Ребята мои организаторские способности и фантазию оценили. Мы столько разных дел интересных в классе сами делали! Это и фестивали народов СССР, и огоньки с чаепитием и разными играми. И в лес на выходной ездили. И сами турпоход организовали на три дня.

И даже школьный музей, посвященный Соловецким Юнгам в школе создали. Он до сих пор функционирует. А в Казани появилась улица Соловецких Юнг недалеко от школы по инициативе наших последователей  и нового директора школы, ее выпускника. 

Через три года удалось обменять квартиру в Кузнецке и нашу коммуналку на двухкомнатную квартиру в Казани. И, мы наконец-то вздохнули свободнее. 

Моим главным счастьем стала встреча с роялем. Правда, за три года были утеряны многие навыки. Но, зато можно было играть для себя! Можно было грустить и радоваться вместе с ним. Все переживания стали легче. Это просто счастье! 

Но мой характер стал жестче.  

Боль из детства остается на всю жизнь

Отдаленность родителей в раннем детстве наложила тяжелый отпечаток на наши отношения. И , хотя с мамой с 12 лет я живу всю жизнь, теплоты и доверия между нам так и не появилось. Родители развелись и отец прекратил с нами все отношения. И это боль тоже отзывалась во мне долгие годы.

Однажды, возвращаясь из школы, я встретила отца. Он шел и нес на руках маленькую девочку. И глядел на меня. Похоже, тоже узнал, замедлил шаг. Я смотрела на него в упор. А он так нерешительно приостановился, а потом быстро прошел мимо. Домой я дошла на ватных ногах, закрылась в комнате и проплакалась. Так было больно и обидно. Тогда  я любила его. 

Когда я училась в школе последний год, умерла бабушка. И хотя она долго болела, и была не совсем той бабулей из детства, эта потеря оказалась  очень тяжелой, ведь я ее воспринимала, как маму. 

В общем, для домашних мой характер испортился окончательно, я стала более резкой, упрямой, закрытой. Только иногда приоткрывая завесу под влиянием сильных положительных эмоций. И никогда не делилась  своими проблемами и болью. Для этого со мной были друзья.

Путь к профессии

На пороге выпуска из школы у меня четко сформировались интересы к медицине, педагогике и химии. Взвесив все свои “за” и “против” я поступила учиться на химический факультет Казанского государственного университета, решив протоптать путь в науку.

 Студенческая жизнь захватила меня и понесла…

На первом курсе сразу активно включилась в работу клуба самодеятельной песни. Концерты, новые друзья, организация фестивалей бардовской песни и личное в них участие.  Именитые барды Казани и  Советского союза Владимир Муравьев, Сергей Бальцер, Леонид Сергеев, Юрий Визбор, Татьяна и Сергей Никитины, Юрий Кукин, Владимир Ланцберг и многие другие стали кругом моего общения. Это было толчком духовного и   культурного роста. 

Сразу после первого курса отправилась в стройотряд, Освоила профессию каменщика. И когда в конце рабочего сезона получила зарплату - около семисот рублей - была просто удивлена и счастлива. Для сравнения, стипендия в те годы была 40 рублей, а зарплата инженера - 130.

Учится мне нравилось, а вот с научной стезей в студенческие годы как-то не сложилось. то ли не повезло с выбором тем, то ли с научным руководителем. Всех желающих заниматься научной работой уже на первом курсе распределили по кафедрам. Пришли мы с одногруппницей к руководителю, с нетерпением работать в лаборатории. А в ответ - сходите в библиотеку, почитайте вот это… В следующий раз тоже самое, а потом опять.  И интерес пропал. 

Хотя порыв заняться научной работой проявился  еще раз на последнем курсе . Мне очень понравилось на практике после четвертого курса работать в научном институте фото - и кинопленки в Ленинграде. Рабочий день пролетал совершенно незаметно. До сих пор помню, с каким увлечением я целый день в темной лаборатории испытывала разные виды фотоэмульсий. Изобретали мы светочуствительную эмульсию, самопроявляющуюся на свету. 

Зато в студенческие годы я обрела друзей по-настоящему на всю жизнь. А сдружил нас туристический клуб университета.

Одолели мы вместе зимние походы по Уралу и Кузнецкому Алатау, пешие походы по Забайкалью, Саянам, Кодару.  Потом стали дружить семьями, ходили в походы с детьми. Дети выросли, молодость ушла, а  дружба осталась.

Первая работа

Но...после окончания университета у нас было распределение на работу, по которому отправилась я в конструкторское бюро штепсельных разъемов. И мне, как химику , там делать было просто нечего. Парадокс советского времени - нужны специалисты совсем другого профиля, но зачем-то дают заявку на молодых специалистов - химиков. Для того, чтобы понять, что тебе хочется в жизни, стоит попасть туда. где совсем не нравится.

Мне хватило полгода, чтобы уверовать, что на этом предприятии я работать не буду. За эти полгода я съездила в колхоз на сельхозработы, две недели выполняла подсобную работу на стройке нового цеха, съездила на два месяца на курсы патентоведения в Алма-ату и неделю поработала на расчистке железнодорожных путей от снега. Да-да, и такое было. А то недолгое время, которое я провела в своем техническом отделе, я не делала ничего, кроме производственной гимнастики.

У меня было ощущение , что я попала в какой-то законсервированный завод, настолько все это не вязалось у меня с представлением о производстве и работе.

Очень хотелось быть полезной. И, честно говоря, я даже разозлилась на эту ситуацию. Решился вопрос просто: зашла в ближайшую с заводом школу, там оказалась вакансия пионервожатой и начальник отдела кадров закрыл вопрос с моим увольнением переводом на другую работу.  

Работа, которая стала моей жизнью

В школе я почувствовала себя, как рыба в воде. Это была моя стихия.  Живое общение, организация массовых мероприятий, выезды  с ребятами на турслет. А в конце учебного года а день пионерии мы организовали большую поездку за город и сделали настоящий пионерский костер.

 А затем я вышла замуж и ушла в декретный отпуск.  И пока мой сынуля подрастал я подрабатывала на станции юных туристов, вела туристический кружок, а потом перешла на работу в детский экологический центр. Работа была творческая,интересная.  Но,хотелось более глубокой, более серьезной работы.

 В итоге, я ушла на работу в экспериментальную школу - новостройку учителем химии. После рождения дочери, школу я через пару лет поменяла, а вот профессию нет. 

И счастлива, потому что мне удалось найти работу, без которой я просто не представляю свою жизнь. И с гордостью могу сказать, что мою любовь отмечают и дети, и родители, и коллеги, и начальство. Значит, работаю не зря…

Мне нравится осваивать новые технологии и использовать их в своих уроках. 

Очень приятно, когда удается показать детям какие -нибудь фишки  в работе с компьютером, которым сама научилась. Как ни парадоксально, но многие дети совершенно не владеют программами, необходимыми для учебы и делового общения, хотя пользуются гаджетами с раннего детства.

 А еще мне очень нравится, что ребята в перемену заходят просто  пообщаться и рассказать о своей жизни Значит, удается быть с молодым поколением на одной волне, значит получается выстроить доверительные отношения. Хотя очень слежу, чтобы не превратится в ворчливую бабушку, как это случается с некоторыми коллегами моего возраста.

 В общении стараюсь быть максимально открытой и честной, не заигрывать с учениками, но уважать их мнение, и они это ценят. А еще интересуюсь молодежными течениями, направлениями в музыке и уличной культуре, стараюсь поддерживать спортивную форму и не терять чувство юмора. Очень люблю вместе с детьми и их родителями проводить народные праздники. Отмечаем Масленицу, Кузьминки. Радуюсь, когда удается сплотить  не только  детей, но и родителей.

Пока получается,  поэтому продолжаю работать. Перестанет получаться, сразу уйду из школы. Убеждена, детям не нужны учителя, уставшие от жизни.

Совсем немного о личном

Жизнь штука сложная. И рядом со мной в разные периоды времени были люди, с которыми я проходила по жизни, испытывая и счастье, и нервное напряжение, и грусть. Были и расставания, и новые встречи. Сожаления нет ни о чем. Опыт и позитивный, и негативный дал мне возможность духовного роста. 

Периоды одиночества научили верить в свои силы, преодолевать жизненные трудности. Периоды влюбленности всегда были мощным толчком творчества: стихи, песни, музыка, живопись и крылья за спиной.

 Много прекрасных минут доставили мои замечательные детки.

Надеюсь, что мне удалось им дать достаточно родительской любви. Хотя, как и многие учительские дети, росли они у меня в школе. Я очень старалась, чтобы они не чувствовали себя обделенными. на все мероприятия, экскурсии, поездки я обязательно брала детей с собой. А в летние каникулы мы каждый год отправлялись в путешествие на байдарках. Я думаю, что эти походы были хорошей жизненной школой и важными для нашего взаимопонимания.

И сейчас новый этап жизни,  я   строю новые отношения со своими взрослыми детьми. Они вполне состоявшиеся,самостоятельные люди. Хотя дочь пока под маминым крылышком. Сын живет своей семьей, видимся не так часто, как хотелось бы. А еще, по мере сил и возможностей,  радуюсь жизни в общении с внуком, серьезным молодым человеком трех лет. 

Мое отношение к миру или чуть-чуть философии

Я люблю этот мир со всеми его превратностями, проблемами и жесткими законами. То, что каждый человек не случаен и приходит на эту планету отработать определенную задачу - мое убеждение. 

Как увидеть и решить эти задачи - непростой вопрос. Первые осознанные шаги были сделаны через опыт Вальдорфской школы. Знакомство с представителями школ Дании, Швеции. Германии. Посещение семинаров и изучение философской основы Вальдорфской школы - антропософии, а затем работа в Вальдорфской школе в Казани и путь родителя - вальдорфца,  подтолкнули меня к поиску ответов на главные жизненные вопросы. 

В этом поиске были интереснейшие встречи. Одна из таких встреч на несколько лет увела меня в сторону биоэнергетики и экстрасенсорики. Прочитана масса книг от Опытов Монтеня и Кастаннеды  до Агни-Йоги. Я даже подрабатывала около пяти лет на диагностике у мануального терапевта, который также и биоэнергетикой занимался.

К моему удивлению, диагностировать заболевания у меня действительно получалось с высокой точностью. И, как правило, если можно было лечить это народными методами, у меня просто всплывали советы и рецепты. Но, если  заболевание серьезное, всегда появлялась темная пелена, значит человеку без врачей не обойтись. И я честно об этом говорила. 

Мне посчастливилось поучиться у целителя иглоукалыванию, китайскому точечному массажу. Я научилась без лекарств снимать головную боль, сердечные приступы, регулировать давление, снимать напряжение в спине.  За время такой работы и упражнений сильно развились внутренний слух и зрение, чувствительность у биополям, отключаться от чужой боли и проблем стало очень тяжело. Я поняла, что с экстрасенсорикой надо остановиться.

А тут и труды Елены Петровны Блаватской оказались под рукой самым неожиданным образом. И в них, пожалуй, мой главный ключик к пониманию и восприятию мира. и себя в этом мире.

Еще один момент из детства идет со мной всю жизнь - это любовь к животным

В доме у нас всегда жили кошки. Бабушка была страстная кошатница. Иногда их было две или три. Не все приживались. Ветеринарная помощи была тогда довольно слабой. Но генетически сильные жили долго.

В доме  появился телевизор. И одной из любимых передач  у нас бабулей была “В мире животных”. А там еще во второй половине передачи показывали своеобразные художественные  сериалы о животных, минут на 15. Помню “Рожденная свободной” - про львицу, “Джуди” - проказница-шимпанзе и “Лесси” - это приключения овчарки-колли. И всегда ждала их с нетерпением.  Потом вышел  еще целый ряд фильмов, где среди главных героев были собаки. Джульбарс, Мухтар, а “Четыре танкиста и собака” - это был фильм, ради которого я прибегала домой с улицы.

 Кстати, посмотрела его недавно (повторяли по тв) и удивилась, что же там такого интересного? Фильм совсем не для  детей, Но , ребенок все воспринимает по-своему. 

Мне очень хотелось иметь собаку. Все уличные собаки в округе были моими друзьями. Бутерброды, которые мне давали с собой в школу, скармливались им.

Время от времени я притаскивала кого-нибудь с улицы домой. Надо отдать должное бабушке. Она стойко говорила - нет. Но никогда не выгоняла моих найденышей на улицу. А быстро садилась за телефон и за один-два дня находила для них новый дом. Благо, ее знало почти полгорода, и частный сектор в городе занимал значительную часть. 

Когда мне было  10 лет во дворе произошла история,после которой сбылась моя мечта. Один из мальчишек с нашего двора принес домой щенка, а его мама просто выкинула на улицу. Щенок был еще слепой, почти лысый и совсем крохотный, умещался на ладони. Я его подобрала и принесла к себе. Бабушка тогда уже болела, в доме жил суровый кот Тимка, но дед не смог отказать любимой внучке. Правда, строго сказал, что заниматься собакой он не будет. 

И мне удалось этого малыша выкормить. Сначала пришлось кормить из пипетки. Но щенок на удивление быстро окреп и превратился в забавное существо на коротких лапках, с длинной палевой шерстью. Чем-то слегка напоминал корги.. И это был прекрасный товарищ для игр, с которым я расставалась только на время похода в школу. А, когда я ложилась спать, под боком у меня устраивался кот, в ногах собака - и этот уют для меня был самым лучшим. 

Счастье это закончилось через два года, когда пришлось по требованию мамы переезжать в Казань. Животных пристроили, но расставание было тяжелым. Боль от этого жива до сих пор. 

Обзавестись новыми домашними питомцами удалось только через 10 лет. Кот Мурзик - память о школьной дружбе, бывший одноклассник подарил. Прожил с нами около 15 лет, Очень дружил с моим сыном и всерьез воевал с мужем. Война эта привела к очень неприятным последствиям. Кот стал метить вещи мужа и обои. Муж входил в дом и с порога запускал в кота тапком, а тот прятался под диван и рычал. Стоило мужу подойти к дивану, как кот набрасывался на ноги, кусал и царапал. Нервов это попортило всем основательно. 

 Потом были декоративные крыски, морские свинки. 

Собаки вернулись в наш дом, когда дочь училась в первом классе. Собственно, это она нашла нашего замечательного фокса. По дороге из школы она взахлеб мне рассказывала, что на школьном дворе у них появилась такая веселая собачка. Как она хорошо со всеми играет. И она ничья. Это был тонкий намек. Только я уже не десятилетний ребенок, и понимаю, что собака - это не просто, что ее нужно воспитывать, и хлопот с ней много. Через несколько дней мы с Фоксом встретились. Я пришла забирать дочь из школы, а она мне говорит: мам, смотри, вон Верный (это дети его так в школе прозвали). И подбегает фокстерьер! Самый настоящий! Просто чудо!

 Он сел и смотрит на меня, склонив голову на бок. А я внимательно смотрю на него и понимаю, что это - наша собака. Сняла пояс плаща, вместо поводка. Пес сразу все понял, и пошел с нами. 

Так собаки вернулись в наш дом, теперь уже навсегда. После Фокса были еще Дарочка и Белка. Сейчас живет бельгийская овчарка Дана. Наверное, это истории заслуживают отдельной статьи.

Но, главное, что через этих животных мы пришли к благотворительности. Ни я, ни мои дети не пройдем мимо того, кто нуждается в помощи. Человек, животное - неважно. Важно суметь помочь.

 Не раз мы подбирали и устраивали животных, оплачивали лечение.Собственно, и наши домашние питомцы все с улицы. Даже попугай.   Мы помогаем приютам кормами и финансами. 

А еще больше восьми лет я участвую  в проектах Российского отделения WWF  (Всемирного фонда дикой природы), который в нашей стране организовал Николай Николаевич Дроздов. И сертификат “Хранителя Земли” для меня также важен, как мои учительские звания и награды.

Помощь и неравнодушие - для меня это очень важно

Вокруг очень много разной боли. Можно закрыться в свой мирок и ничего не видеть. Можно, как мой второй муж, уйти в философию и саморазвиваться - и  ничего не видеть вокруг. Но я вижу. И понимаю, что нельзя переделать весь мир, но ведь можно изменить мир вокруг себя. 

Мы всегда делимся тем, что выращиваем в саду. А это совсем не мало. В урожайный год только яблок собираем до 5 тонн. А есть еще и ягодные кустарники, вишня, слива. Угощаю и соседей.  Ящиками отвожу в школу, ставлю в вестибюле для всех желающих. И в кабинете в сезон у меня всегда стоит ваза с яблоками, чтобы ребята могли в переменку перекусить. 

Помогаем многодетным семьям продуктами, одеждой. Обязательно оказываем посильную помощь детскому хоспису.

 Я очень рада, что мои дети идут по моим стопам. 

Стало традицией семьи обязательно отдать на благотворительность часть каждой зарплаты, премии, выигрыша. А если мы задумали путешествие или покупку для себя, значит сделаем благотворительный взнос “на удачу”. А когда удается серьезно помочь, так хорошо на душе!

Вместе со школьниками участвую в благотворительных ярмарках. Специально к ним делаю чайные домики, шкатулки. Тоже получается неплохой вклад в доброе дело.

Зачем мне на шестом десятке свой блог?

Вот я и дошла до той точки в жизни, когда хочется многое рассказать, поделится впечатлениями, жизненным опытом. Есть разные дела и увлечения, которыми я в жизни занималась и продолжаю заниматься. Это и  садоводство, и кулинарные рецепты, и опыт туристских спортивных походов. и походов с детьми, бардовская песня и рукоделие, и даже постройка садового дома своими женскими руками. Да и опыт школьной работы, общения с подростками тоже  кому-то может оказаться полезным. 

А еще хочется научиться зарабатывать в интернете, чтобы на пенсии иметь возможность по-прежнему помогать людям и животным, и не зависеть от тощего кошелька, капризов работодателя. Самостоятельно планировать свое время.

Попытки дополнительного заработка были. Пока не очень успешные, но и не нулевые. Продала несколько статей по садоводству на бирже фриланса. Открыла свой канал на Яндекс.дзен. Он медленно, но вполне уверенно развивается. А я учусь на нем писать статьи. И зарабатываю по чуть-чуть каждый день на рекламе.  Но канал имеет узкую направленность, а рассказывать хочется много о разном. Поэтому формат дневника мне интересен намного больше. 

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение