Об авторе

Привет! 

Давайте познакомимся. Меня зовут Ирина Валерьевна Борисович.

Лет мне по паспорту 56, по мироощущению где-то около 30, а по способности искать приключения - все 18.

Родилась я в 1963 году в небольшом и уютном городке Пензенской области под  названием Кузнецк. А с 12 лет стала постоянным жителем Казани.  

Я ощущаю себя человеком на своем месте, мне интересно жить, и все время хочется научится чему-нибудь новому. А как я дошла до жизни такой можно узнать из этой статьи.

Истоки

В силу жизненных обстоятельств родители мои жили отдельно от меня в Казани. А мои самые беззаботные годы прошли под присмотром бабушки и дедушки. Были они в Кузнецке людьми известными: Бабушка - музыкант, преподаватель педагогического училища, на пенсии давала частные уроки. Дедушка - журналист, долгое время работал редактором местной газеты. А будучи на пенсии занимался общественной деятельностью.

Первые шаги по жизни

О самом раннем детстве конечно, воспоминаний немного, больше на уровне ощущений. Причем, от  бабушки в самом раннем детстве воспоминаний почти не осталось. Наверное потому, что из-за больной спины она мало брала меня на руки. А вот, удивительное дело,  как дед укачивал на руках и пел колыбельную “Спи , младенец мой прекрасный, баюшки- баю,

 Тихо светит месяц ясный в колыбель твою…”   память хранит. Ощущение мягкого лунного света в комнате и легкого движения воздуха из открытой форточки  - все это так явственно, наверное - это правда. 

Еще из раннего детства помню прогулки с дедом.  на окраину города. Мне года два  или три было. Гуляли мы там и знакомились с разными домашними животными, потому-что  улицы на окраине были , как в деревне - частные дома. На улице паслись всякие копытные, хрюшки, гуляли индюки и гуси. Особенно я любила смотреть “маленьких му” (телят) и “маленьких  ме” (козляток). Думаю, что эти прогулки очень сильно помогли в развитие речи, и в понимании мира.

 Говорить я начала рано, а затем и читать. Кстати, у меня в семейном архиве сохранилась моя первая самостоятельно прочитанная книжка. “Солнышко рисует”. Если верить надписи, которую дед сделал прямо на первой страничке, произошло это в четыре с небольшим года. С тех пор чтение стало любимым занятием на всю жизнь.

И любовь к походам и  путешествиям, тоже началась оттуда. Правда, иногда эта любовь меня подводила. Детство наше счастливое прошло в разных играх во дворе. Ребятишек было много, двор огромный, классный: с высокой травой, с сараями, песочницей, горками и качелями (большие деревянные - просто класс!)

Но, за пределами двора - городской парк. А через три дома, хлебозавод, где можно залезть на забор и у рабочих выклянчить буханку горячего душистого хлеба, а потом слопать его с друзьями на улице, разламывая прямо руками. Или за забором  во дворе детский сад. А там яблони, крыжовник. Как мы эти зародыши ягод и яблок жевали. и не кисло было, и поносов никаких не было!

 В общем, соблазнов было море.И мы все время нарушали святой запрет родителей - не уходить со двора. Но друг дружку всегда старались прикрывать, если вдруг кого-то звали домой, но не нашли.  Мол, вот у Светки засиделись дома, или в подъезде у кого-нибудь. Но  иногда случались и проколы.

Организаторские способности у меня тоже начали проявляться рано. Когда мне было пять лет, подговорила я компанию ребятишек  от 4 до 8 лет со двора в поход на родник. Где он точно находится я не знала. Только слышала, что где-то  на “лысой” горе. И очень приблизительно знала по каким улицам туда идти. Но уверенности было хоть отбавляй. Вот так и мы и дошли  до окраины города.

А там нужно было по дощечкам перейти небольшой ручей. и одна из подружек поскользнулась и шлепнулась в грязь. Поход был безвозвратно испорчен, пришлось возвращаться назад. Тут уж никто никого прикрывать не стал. От бабули попало мне по первое число. 

Но, к счастью, эта история не отбила у меня охоту изучать мир в путешествиях и походах. А главное, научила тому, что к походам нужно тщательно готовиться.  

Сейчас, с позиции взрослого, я понимаю, насколько рискованными были мои дошкольные годы. Да и школьные тоже. И, в то же время , это был бесценный опыт научиться чувствовать опасность, избегать рискованных ситуаций, уметь преодолевать трудности, принимать верные решения и нести ответственность за свои поступки.

Бабушкино воспитание

Только не стоит думать, что все детство мое было дворовым. Бабушка считала необходимым научить меня “женским ремеслам”. Поэтому лет с четырех по выходным ( в будние дни я ходила в детский сад) у нас были с ней обязательные занятия. 

Самое первое рукоделие, которое я освоила  - это плетение нитками без всяких приспособлений, просто пальцами. научилась я плести  ремешки, браслетики и сеточки - авоськи.

Второе, освоенное мной рукоделие - вышивание крестиком. Садились мы с бабушкой вместе. Она вышивала большие картины: сама расчерчивала репродукции известных художников и переносила на канву. Мне  выбирала узоры попроще, чаще всего с почтовых открыток. Помню, что в начальной школе я уже могла делать это самостоятельно. Но увлечением вышивка не стала.

 А к шести годам я уже могла строчить на ножной швейной машине “Зингер”. Все платья бабуля шила мне сама. И, когда я освоила строчку, я принимала активное участие в их пошиве. Очень мне потом пригодилось умение шить, когда пришлось своих детишек в 90-е годы поднимать.

Но легче всего мне давалось освоение кухонных премудростей. Готовить мне очень нравилось.И здесь даже нельзя сказать, чтобы мне давали кулинарные уроки. Просто бабушка, когда готовила, любила еще и разные истории из жизни рассказывать. Сидит, картошку чистит, и вспоминает, как 1941 году они мерзлую картошку из под снега выкапывали или как в село зимой ездили на лошади и от волков отбивались. А я тут же на подхвате. Вот овощи нарезать, вот пирожок слепить.

 Однажды у подружки дома решили мы для ее родителей обед сварить. Сюрприз сделали. Замахнулись на борщ. Все, что надо покрошили, варится и пахнет вкусно, только соли не хватает. На столе стояла пачка соли. Солю - мало, еще солю мало! Две столовые ложки добавила, а соли не чувствуется. Расстроилась я,а что делать непонятно. Тут тетя Тамара, подружкина мама пришла. Удивилась она очень нашему кулинарному шедевру. Попробовала, похвалила. “Вот только соли,  - говорит - не хватает”. Я объясняю, что много солила. И тут выяснилось, что в пачке из-под соли у них лежит сода. Вот такой мой первый самостоятельный борщ получился, когда мне было шесть лет.

Самыми значительными и трудными были для меня занятия музыкой.В пять лет, буквально сразу после дня рождение мне торжественно объявили, что теперь у меня будут настоящие занятия музыкой. Мне подарили нотную тетрадку. А еще бабуля завела тетрадь - дневник, куда после каждого занятия для меня записывалось задание, а еще ставились отметки за его выполнение.И никакой улицы, пока не отзанимаюсь положенных два-три часа.И тут бабуля была тверда и неумолима.Скидка делалась только во время болезни, и то, пока была температура. Но заниматься музыкой мне нравилось. Бабушка учила по своей методике и к семи годам у меня был  интересный репертуар. Помню, что в конце первого класса выступала на большом школьном концерте. Вот только фотографий почему-то от начальной школы совсем нет.

Жаль только, что не слишком долго длилась эта учеба. Когда мне было 9,5 лет у бабушки случился инсульт. И дальше занималась я самостоятельно, как могла. Без музыки жизнь я уже не представляла. Нот в доме было много, и вечерами я разучивала новые произведения для души. По примеру бабушки сама записывала себе задания и старалась их выполнять.  Тетрадка - дневник тоже сохранилась у меня до сих пор, как память о бабушке. И рояль живет со мной в  двухкомнатной ленинградке,  добросовестно занимая треть самой большой комнаты.

Детские радости

Игрушек у меня было очень много. Под игровую зону был отдан большой сундук, на нем в основном жили куклы.Были очень любимые надувные резиновые звери. Из них я устраивала зоопарк. Кто и когда покупал мне игрушки почему-то стерлось из памяти. Кажется, чаще всего это делал дедушка. Именно он баловал меня чаще всего. А еще у нас были красивые венские стулья, из которых отлично получалась машина или ракета. И мои друзья любили играть у нас дома.

А  квартира была очень большая, хотя жили мы в двух смежных комнатах, а в третьей комнате жила одинокая старушка - соседка. Отношения с ней были очень теплые, практически родственные.  Я дома каталась на велосипеде. Трехколесном, конечно. Но ездить было очень свободно.

Самым привлекательным объектом в доме была домашняя библиотека.  В коридоре во всю длину стены (метра 4) от пола до потолка стоял стеллаж с книгами.Чтобы доставать книги с верхних полок нужна была лесенка. А какая интересная бывала добыча!

Больше всего мне нравилось читать и смотреть иллюстрации старинных книг, а таких тоже было немало. Например, была детская энциклопедия середины девятнадцатого века. Какие классные там были иллюстрации!

Немного грусти про маму и папу

А вот от родителей в раннем детстве остались очень скудные воспоминания. Их приезд в Кузнецк был большой редкостью. Папа был, кажется, только два раза. Я совсем не помню, могу судить только по фото. Мама приезжала чуть чаще. Обычно на майские или ноябрьские праздники.

Помню, как в доме поднималась суета, быстро готовился салат из огурцов и помидоров с яйцом и сметаной. А еще начиналась примерка каких-нибудь обновок для меня. И это все, что осталось из раннего детства от мамы в Кузнецке. А еще недолгие разговоры по междугороднему телефону: Как живешь? Бабулю слушаешься? Музыкой занимаешься? И все в таком духе. 

Когда стала чуть старше, лет 7-8, иногда меня привозили в Казань. Родители жили в частном доме вместе с другой бабушкой, матерью отца. Здесь же жили семьи сестры и брата отца.И мои двоюродные сестры. С ними я и играла. Но больше всего мне нравился сад. Огромный, тенистый. Было больше 20 яблонь, вишня, малина. Рядом с домом  росла береза и жил в будке огромный пес Верный. Стоял во дворе и дядин мотоцикл. Вот садились мы на него верхом и воображали будто несемся на лошади по прерии, а мы индейцы и охотимся на антилоп. Делали луки и старались сбить выстрелом яблоки с яблони. Весело было.

 А еще мама старалась съездить со мной в другие города. Были мы на Черном море в Ялте, в Москве. Но, как ни странно, воспоминаний об этих поездках почти не осталось. только обрывками, и то, пожалуй, больше из рассказов родственников или по фото.  

Испытание на жизнь

Еще из самых грустных моментов детства - это тяжелые осложнения, которые возникли при простой и популярной тогда операции для детей - удаление миндалин. Сделали эту операцию в 6 лет по настоянию участкового врача, потому что мучали меня частые ангины. И перед школой решили таким образом от них избавиться. 

Результат был несколько неожиданным. Положение было настолько серьезным, что даже вызвали в Кузнецк маму. Несколько дней с температурой за сорок я была где-то в прострации между небом и землей. Когда почти через две недели (вместо трех дней) меня выписали из больницы, слабость была такая, что я почти не ходила .А из-за осложнений на сердце мне прописали строгий постельный режим.

 Но, кому-то видно было нужно оставить меня на Земле, поэтому через месяц постель стала мне надоедать и появилось желание бегать. Врач-кардиолог жила в нашем дворе и контролировала меня  каждую неделю. . Постельный режим постепенно сошел на нет. Только в школу я в тот год так и не пошла.

Пожалуй, именно следствием частых  болезней в детстве моей любимой книгой стала популярная  книга для родителей “Берегите детей от заразных заболеваний”, что очень забавляло взрослых. Но я ее знала практически наизусть.

А еще легко могла оказать первую мед. помощь, обрабатывать ранки и ссадины, интересовалась лекарственными растениями.

Мы с друзьями на этих знаниях зарабатывали витаминки и гематоген. Занимались заготовкой трав и сдавали их в местную аптеку.

Домашняя сказка

Я очень любила нашу квартиру. Дом был старый, довоенной постройки. Когда-то отопление было только печное, позже сделали центральное отопление. Но комнаты были большие, и в сильные морозы этого отопления не хватало. И тогда топилась печь-голландка. 

Это было просто волшебно. Мы приносили из сарая дрова и растапливали печь. Дверка в печи была сделана с отверстиями для поддува. Когда печь топилась, можно было смотреть на огонь. Я очень любила в полутемной комнате сидеть на полу  рядом с печью и любоваться узорами от пляшущих язычков пламени. А  утром, только проснувшись, мне нравилось прибежать к печке и прижаться щекой к ее теплому боку. 

Сарай - это просто волшебное место, куда бабушка отправляла нас с дедом за зимними припасами. Погреб был сделан отличный, большой.  Мне доверяли спустится вниз, чтобы набрать ведро картошки. Потом я цепляла его за крючок и дедушка на веревке вытягивал его наверх. А еще там обязательно стояли бочонки с квашеной капустой, солеными помидорами и огурцами, мочеными яблоками.Настоящие зимние лакомства. 

Отрочество. Становление характера

Отрочество - это то время, когда становится характер. И получилось оно весьма непростым, как и характер. . Бабушка восстанавливалась после инсульта очень медленно, практически не ходила, частично потеряла память  и почти  не разговаривала со мной.Основные хозяйственные  и прочие заботы легли на плечи деда. Хотя он честно пытался и моим развитием и воспитанием заниматься.

Жизнь  быстро научила меня самостоятельности, но наложила свой отпечаток на отношение к домашнему хозяйству. Я люблю готовить и мыть посуду, но не люблю стирать и убираться. Это было слишком тяжело.

Зато вечерами мы с дедом расстилали на полу географические карты и путешествовали по разным городам и странам. Рассказов у деда было море. И рассказчик он был отличный,,журналист все-таки.Или загадывали друг другу разные географические объекты и искали их на карте.

 Но больше всего мне нравилось, когда у него получалось посидеть со мной перед сном. Точнее, я уже ложилась спать,в комнате выключался свет, а дедуля рассказывал мифы Древней Греции.И так у него интересно это получалось, прямо моноспектакль! Я в ту пору просто влюбилась и в географию и в древнюю историю. 

И все-таки книги были моим главным воспитателем в это время. Читала я просто запоем: и за обеденным столом, и ночью под одеялом, и в “кабинет задумчивости”  старалась книжку протащить. Записалась и в районную библиотеку, и в школьную. 

Лет в 9-10 я сделала открытие - в сарае стояли старые шкафы, в которых тоже лежали книги и старые журналы. Так появилось еще одно увлечение - исследование содержимого шкафов. Было в этом что-то интригующее. 

Новые увлечения

Кроме книг, к 10 годам появилось страстное увлечение шахматами. У нас был классный шахматный кружок в доме пионеров. Мы ездили на областные соревнования. И команда была очень сплоченная. А еще тренер нас регулярно выводил на городские турниры среди взрослых шахматистов. И мы тоже там часто участвовали.

В кружке были одни мальчишки, и я среди них чувствовала себя настоящей принцессой. Хотя, с точки зрения внешности, девочка я точно была не самая красивая. Во-первых, после операции я сильно набрала вес, и в подростковом возрасте была довольно крупной, Но к счастью, не “рыхлой”, потому что очень много двигалась.

.А во-вторых, ухаживать за собой особо не умела, и волосы просто в хвост собирала. 

Но, ребята меня очень любили. Многие были постарше меня на 2-3 года, и так и звали сестренкой. Хотя, кружок был всего три раза в неделю, мы действительно чувствовали  эту родственную связь. За шахматной доской просиживали по 5-6 часов.И  как я уроки успевала делать? Но, чаще всего успевала.

Заводила во дворе

Во дворе у нас ребят было много. разумеется, две враждующие компании.  Из меня получилась неплохая атаманша. Фантазия работала хоть куда. Чего мы только не делали. И штаб на чердаке, и слежки какие-то устраивали. А чего ради, сейчас уже и не помню. Но тогда это все было прямо серьезно. “Враги” наши были постарше и похулиганистей, временами устраивали во дворе погромы, над малышами издевались. А мы вступались всерьез, бывало что и  дрались. И битыми тоже были, когда нас отлавливали по одиночке. Из девчонок в основном доставалось мне и моей самой близкой подружке Нине.

 Зато характер закалялся, потому что взрослым мы никогда не жаловались, разбирались сами.

Хорошего делали тоже много. Мне очень нравилось возиться с младшими ребятишками. Прямо завидовала тем, у кого были младшие  братья и сестры. А те и рады радехоньки были их мне спихнуть на время прогулки. Однажды придумала поставить для малышей спектакль. Взяла рулонную бумагу, нарисовала картинки  - декорации для сказки Колобок. закрепила рулон в дверях сарая, перед ним поставили стульчики, рассадили малышей и получился дворовый театр. Всем понравилось.

 “Родина” и “Патриотизм”  - не просто слова 

Чувство патриотизма и любви к Родине развиваться стали рано. Возможно, многие вещи я до сих пор идеализирую. Но - это моя жизнь. Я много читала о войне, о героизме, о детях-героях. Тогда нас готовили в пионеры на хороших поступках. Я была настоящим тимуровцем, искренне старалась быть активной, соответствовать пионерским идеалам. Мне нравилось собирать металлолом и макулатуру, соревноваться за самый чистый классный кабинет, выпускать стенгазеты и многие другие коллективные дела. 

Красный галстук на самом деле был для меня и гордостью, и совестью.Также, как позже комсомольский значок.

Собственно, коллективизм и ответственность, у меня сохранились  до сих пор. В школьные годы слова  “За честь класса и школы” никогда не были для меня пустым лозунгом.

С восьми лет каждый год мама стала брать для меня путевки в пионерский лагерь. Там я тоже была подарком для воспитателей и вожатых. С удовольствием участвовала во всех мероприятиях и спортивных соревнованиях. Лагерь научил меня волейболу и баскетболу. Всегда в спартакиадах была в команде лагеря по легкой атлетике. Только кроссы давались мне тяжело из-за проблем с дыханием.  

Переезд и новая жизнь

В 12 лет мы переехали в Казань. Переезжать мы с дедом  не хотели. Стресс от переезда был немаленький, настолько резко поменялись условия жизни. В 16 метровой комнате в коммуналке мы оказались вчетвером: я, мама, дед и сидячая бабушка.  Соседи оказались недобрые. Лишний раз даже на кухню я не хотела выходить.

 Дед тоже сильно страдал от недостатка общения и, фактически , изоляции от общественной жизни. Целыми днями писал мемуары. В этот период отношения с дедом стали менее доверительными. Наверное, трудно мне было простить, что не отстоял он нашу жизнь в Кузнецке. Слишком много родного там осталось.

 Собственно, это было тяжелое  расставание с детством.  Довольна была только мама, что удалось родителей перетащить поближе, вроде как она переживала, что не может за ними иначе ухаживать. 

Меня в этой ситуации выручила новая школа. С одноклассниками я сошлась быстро и легко. Ребята мои организаторские способности и фантазию оценили. Мы столько разных дел интересных в классе сами делали! Это и фестивали народов СССР, и огоньки с чаепитием и разными играми. И в лес на выходной ездили. И сами турпоход организовали на три дня.

И даже школьный музей, посвященный Соловецким Юнгам в школе создали. Он до сих пор функционирует. А в Казани появилась улица Соловецких Юнг недалеко от школы по инициативе наших последователей  и нового директора школы, ее выпускника. 

Через три года удалось обменять квартиру в Кузнецке и нашу коммуналку на двухкомнатную квартиру в Казани. И, мы наконец-то вздохнули свободнее. 

Моим главным счастьем стала встреча с роялем. Правда, за три года были утеряны многие навыки. Но, зато можно было играть для себя! Можно было грустить и радоваться вместе с ним. Все переживания стали легче. Это просто счастье! 

Но мой характер стал жестче.  

Очень личные трудности

За мое воспитание взялась мама, решительно отодвинув деда на второй план. По- принципу, надо готовится к замужеству . Ее фраза: “Вот будешь жить со свекровью, тогда узнаешь…”  сопровождала практически все мои домашние дела. Это было больно. Мне до сих пор трудно делать что-либо, если она смотрит, чем я занята. И только в редкие вечера, она вдруг решала поговорить со мной по душам. Звала меня на диванчик, пыталась обнять. 

Начинала оправдываться за развод с отцом, за то, что так поздно забрала меня в Казань Только мне с ней так общаться не хотелось. И я чего-нибудь ей просто врала, изо всех сил стараясь отгородить личную жизнь. 

Нет, я не была трудным подростком. Я хорошо, почти отлично училась. Я с любовью,всегда заранее, готовила подарки ко дню рождения и маме, и дедушке с бабушкой. Я старалась, чтобы к приходы мамы домы было чисто. У меня было чувство ответственности и долга перед семьей.

 Но, у меня формировался и собственный мир, в который никого пускать не хотелось.

А еще, я создала себе мир из вырезанных бумажных человечков. В основном, вырезала из журналов мод, иногда через переводилки копировала интересные образы из книг и других журналов или рисовала сама. Создавала целые семьи, раскладывая их на столе, придумывала целые истории. Если бы на диктофон писать, наверное интересная книга получилась или сценарий для сериала. Эти мои человечки помогали довольно долго, даже в студенческие года я иногда доставала их и отправлялась в царство фантазии.

 И по-прежнему очень много читала. Благо, приличную часть библиотеки дед при переезде сохранил, хотя с тем, что было в Кузнецке не сравнить. Зато в Казани районная библиотека была гораздо обширнее. И я продолжала “поглощать” том за томом книги самых разных жанров от классики и классической фантастики до детективов. 

Боль из детства остается на всю жизнь

Отдаленность родителей в раннем детстве наложила тяжелый отпечаток на наши отношения. И , хотя с мамой с 12 лет я живу всю жизнь, теплоты и доверия между нам так и не появилось. Родители развелись и отец прекратил с нами все отношения. И это боль тоже отзывалась во мне долгие годы.

Однажды, возвращаясь из школы, я встретила отца. Он шел и нес на руках маленькую девочку. И глядел на меня. Похоже, тоже узнал, замедлил шаг. Я смотрела на него в упор. А он так нерешительно приостановился, а потом быстро прошел мимо. Домой я дошла на ватных ногах, закрылась в комнате и проплакалась. Так было больно и обидно. Тогда  я любила его. 

Когда я училась в школе последний год, умерла бабушка. И хотя она долго болела, и была не совсем той бабулей из детства, эта потеря оказалась  очень тяжелой, ведь я ее воспринимала, как маму. 

В общем, для домашних мой характер испортился окончательно, я стала более резкой, упрямой, закрытой. Только иногда приоткрывая завесу под влиянием сильных положительных эмоций. И никогда не делилась  своими проблемами и болью. Для этого со мной были друзья.

Путь к профессии

На пороге выпуска из школы у меня четко сформировались интересы к медицине, педагогике и химии. Взвесив все свои “за” и “против” я поступила учиться на химический факультет Казанского государственного университета, решив протоптать путь в науку.

 Студенческая жизнь захватила меня и понесла…

На первом курсе сразу активно включилась в работу клуба самодеятельной песни. Концерты, новые друзья, организация фестивалей бардовской песни и личное в них участие.  Именитые барды Казани и  Советского союза Владимир Муравьев, Сергей Бальцер, Леонид Сергеев, Юрий Визбор, Татьяна и Сергей Никитины, Юрий Кукин, Владимир Ланцберг и многие другие стали кругом моего общения. Это было толчком духовного и   культурного роста. 

Сразу после первого курса отправилась в стройотряд, Освоила профессию каменщика. И когда в конце рабочего сезона получила зарплату - около семисот рублей - была просто удивлена и счастлива. Для сравнения, стипендия в те годы была 40 рублей, а зарплата инженера - 130.

Учится мне нравилось, а вот с научной стезей в студенческие годы как-то не сложилось. то ли не повезло с выбором тем, то ли с научным руководителем. Всех желающих заниматься научной работой уже на первом курсе распределили по кафедрам. Пришли мы с одногруппницей к руководителю, с нетерпением работать в лаборатории. А в ответ - сходите в библиотеку, почитайте вот это… В следующий раз тоже самое, а потом опять.  И интерес пропал. 

Хотя порыв заняться научной работой проявился  еще раз на последнем курсе . Мне очень понравилось на практике после четвертого курса работать в научном институте фото - и кинопленки в Ленинграде. Рабочий день пролетал совершенно незаметно. До сих пор помню, с каким увлечением я целый день в темной лаборатории испытывала разные виды фотоэмульсий. Изобретали мы светочуствительную эмульсию, самопроявляющуюся на свету. 

Зато в студенческие годы я обрела друзей по-настоящему на всю жизнь. А сдружил нас туристический клуб университета.

Одолели мы вместе зимние походы по Уралу и Кузнецкому Алатау, пешие походы по Забайкалью, Саянам, Кодару.  Потом стали дружить семьями, ходили в походы с детьми. Дети выросли, молодость ушла, а  дружба осталась.

Первая работа

Но...после окончания университета у нас было распределение на работу, по которому отправилась я в конструкторское бюро штепсельных разъемов. И мне, как химику , там делать было просто нечего. Парадокс советского времени - нужны специалисты совсем другого профиля, но зачем-то дают заявку на молодых специалистов - химиков. Для того, чтобы понять, что тебе хочется в жизни, стоит попасть туда. где совсем не нравится.

Мне хватило полгода, чтобы уверовать, что на этом предприятии я работать не буду. За эти полгода я съездила в колхоз на сельхозработы, две недели выполняла подсобную работу на стройке нового цеха, съездила на два месяца на курсы патентоведения в Алма-ату и неделю поработала на расчистке железнодорожных путей от снега. Да-да, и такое было. А то недолгое время, которое я провела в своем техническом отделе, я не делала ничего, кроме производственной гимнастики.

У меня было ощущение , что я попала в какой-то законсервированный завод, настолько все это не вязалось у меня с представлением о производстве и работе.

Очень хотелось быть полезной. И, честно говоря, я даже разозлилась на эту ситуацию. Решился вопрос просто: зашла в ближайшую с заводом школу, там оказалась вакансия пионервожатой и начальник отдела кадров закрыл вопрос с моим увольнением переводом на другую работу.  

Работа, которая стала моей жизнью

В школе я почувствовала себя, как рыба в воде. Это была моя стихия.  Живое общение, организация массовых мероприятий, выезды  с ребятами на турслет. А в конце учебного года а день пионерии мы организовали большую поездку за город и сделали настоящий пионерский костер.

 А затем я вышла замуж и ушла в декретный отпуск.  И пока мой сынуля подрастал я подрабатывала на станции юных туристов, вела туристический кружок, а потом перешла на работу в детский экологический центр. Работа была творческая,интересная.  Но,хотелось более глубокой, более серьезной работы.

 В итоге, я ушла на работу в экспериментальную школу - новостройку учителем химии. После рождения дочери, школу я через пару лет поменяла, а вот профессию нет. 

И счастлива, потому что мне удалось найти работу, без которой я просто не представляю свою жизнь. И с гордостью могу сказать, что мою любовь отмечают и дети, и родители, и коллеги, и начальство. Значит, работаю не зря…

Мне нравится осваивать новые технологии и использовать их в своих уроках. 

Очень приятно, когда удается показать детям какие -нибудь фишки  в работе с компьютером, которым сама научилась. Как ни парадоксально, но многие дети совершенно не владеют программами, необходимыми для учебы и делового общения, хотя пользуются гаджетами с раннего детства.

 А еще мне очень нравится, что ребята в перемену заходят просто  пообщаться и рассказать о своей жизни Значит, удается быть с молодым поколением на одной волне, значит получается выстроить доверительные отношения. Хотя очень слежу, чтобы не превратится в ворчливую бабушку, как это случается с некоторыми коллегами моего возраста.

 В общении стараюсь быть максимально открытой и честной, не заигрывать с учениками, но уважать их мнение, и они это ценят. А еще интересуюсь молодежными течениями, направлениями в музыке и уличной культуре, стараюсь поддерживать спортивную форму и не терять чувство юмора. Очень люблю вместе с детьми и их родителями проводить народные праздники. Отмечаем Масленицу, Кузьминки. Радуюсь, когда удается сплотить  не только  детей, но и родителей.

Пока получается,  поэтому продолжаю работать. Перестанет получаться, сразу уйду из школы. Убеждена, детям не нужны учителя, уставшие от жизни.

Совсем немного о личном

Жизнь штука сложная. И рядом со мной в разные периоды времени были люди, с которыми я проходила по жизни, испытывая и счастье, и нервное напряжение, и грусть. Были и расставания, и новые встречи. Сожаления нет ни о чем. Опыт и позитивный, и негативный дал мне возможность духовного роста. 

Периоды одиночества научили верить в свои силы, преодолевать жизненные трудности. Периоды влюбленности всегда были мощным толчком творчества: стихи, песни, музыка, живопись и крылья за спиной.

 Много прекрасных минут доставили мои замечательные детки.

Надеюсь, что мне удалось им дать достаточно родительской любви. Хотя, как и многие учительские дети, росли они у меня в школе. Я очень старалась, чтобы они не чувствовали себя обделенными. на все мероприятия, экскурсии, поездки я обязательно брала детей с собой. А в летние каникулы мы каждый год отправлялись в путешествие на байдарках. Я думаю, что эти походы были хорошей жизненной школой и важными для нашего взаимопонимания.

И сейчас новый этап жизни,  я   строю новые отношения со своими взрослыми детьми. Они вполне состоявшиеся,самостоятельные люди. Хотя дочь пока под маминым крылышком. Сын живет своей семьей, видимся не так часто, как хотелось бы. А еще, по мере сил и возможностей,  радуюсь жизни в общении с внуком, серьезным молодым человеком трех лет. 

Мое отношение к миру или чуть-чуть философии

Я люблю этот мир со всеми его превратностями, проблемами и жесткими законами. То, что каждый человек не случаен и приходит на эту планету отработать определенную задачу - мое убеждение. 

Как увидеть и решить эти задачи - непростой вопрос. Первые осознанные шаги были сделаны через опыт Вальдорфской школы. Знакомство с представителями школ Дании, Швеции. Германии. Посещение семинаров и изучение философской основы Вальдорфской школы - антропософии, а затем работа в Вальдорфской школе в Казани и путь родителя - вальдорфца,  подтолкнули меня к поиску ответов на главные жизненные вопросы. 

В этом поиске были интереснейшие встречи. Одна из таких встреч на несколько лет увела меня в сторону биоэнергетики и экстрасенсорики. Прочитана масса книг от Опытов Монтеня и Кастаннеды  до Агни-Йоги. Я даже подрабатывала около пяти лет на диагностике у мануального терапевта, который также и биоэнергетикой занимался.

К моему удивлению, диагностировать заболевания у меня действительно получалось с высокой точностью. И, как правило, если можно было лечить это народными методами, у меня просто всплывали советы и рецепты. Но, если  заболевание серьезное, всегда появлялась темная пелена, значит человеку без врачей не обойтись. И я честно об этом говорила. 

Мне посчастливилось поучиться у целителя иглоукалыванию, китайскому точечному массажу. Я научилась без лекарств снимать головную боль, сердечные приступы, регулировать давление, снимать напряжение в спине.  За время такой работы и упражнений сильно развились внутренний слух и зрение, чувствительность у биополям, отключаться от чужой боли и проблем стало очень тяжело. Я поняла, что с экстрасенсорикой надо остановиться.

А тут и труды Елены Петровны Блаватской оказались под рукой самым неожиданным образом. И в них, пожалуй, мой главный ключик к пониманию и восприятию мира. и себя в этом мире.

Еще один момент из детства идет со мной всю жизнь - это любовь к животным

В доме у нас всегда жили кошки. Бабушка была страстная кошатница. Иногда их было две или три. Не все приживались. Ветеринарная помощи была тогда довольно слабой. Но генетически сильные жили долго.

В доме  появился телевизор. И одной из любимых передач  у нас бабулей была “В мире животных”. А там еще во второй половине передачи показывали своеобразные художественные  сериалы о животных, минут на 15. Помню “Рожденная свободной” - про львицу, “Джуди” - проказница-шимпанзе и “Лесси” - это приключения овчарки-колли. И всегда ждала их с нетерпением.  Потом вышел  еще целый ряд фильмов, где среди главных героев были собаки. Джульбарс, Мухтар, а “Четыре танкиста и собака” - это был фильм, ради которого я прибегала домой с улицы.

 Кстати, посмотрела его недавно (повторяли по тв) и удивилась, что же там такого интересного? Фильм совсем не для  детей, Но , ребенок все воспринимает по-своему. 

Мне очень хотелось иметь собаку. Все уличные собаки в округе были моими друзьями. Бутерброды, которые мне давали с собой в школу, скармливались им.

Время от времени я притаскивала кого-нибудь с улицы домой. Надо отдать должное бабушке. Она стойко говорила - нет. Но никогда не выгоняла моих найденышей на улицу. А быстро садилась за телефон и за один-два дня находила для них новый дом. Благо, ее знало почти полгорода, и частный сектор в городе занимал значительную часть. 

Когда мне было  10 лет во дворе произошла история,после которой сбылась моя мечта. Один из мальчишек с нашего двора принес домой щенка, а его мама просто выкинула на улицу. Щенок был еще слепой, почти лысый и совсем крохотный, умещался на ладони. Я его подобрала и принесла к себе. Бабушка тогда уже болела, в доме жил суровый кот Тимка, но дед не смог отказать любимой внучке. Правда, строго сказал, что заниматься собакой он не будет. 

И мне удалось этого малыша выкормить. Сначала пришлось кормить из пипетки. Но щенок на удивление быстро окреп и превратился в забавное существо на коротких лапках, с длинной палевой шерстью. Чем-то слегка напоминал корги.. И это был прекрасный товарищ для игр, с которым я расставалась только на время похода в школу. А, когда я ложилась спать, под боком у меня устраивался кот, в ногах собака - и этот уют для меня был самым лучшим. 

Счастье это закончилось через два года, когда пришлось по требованию мамы переезжать в Казань. Животных пристроили, но расставание было тяжелым. Боль от этого жива до сих пор. 

Обзавестись новыми домашними питомцами удалось только через 10 лет. Кот Мурзик - память о школьной дружбе, бывший одноклассник подарил. Прожил с нами около 15 лет, Очень дружил с моим сыном и всерьез воевал с мужем. Война эта привела к очень неприятным последствиям. Кот стал метить вещи мужа и обои. Муж входил в дом и с порога запускал в кота тапком, а тот прятался под диван и рычал. Стоило мужу подойти к дивану, как кот набрасывался на ноги, кусал и царапал. Нервов это попортило всем основательно. 

 Потом были декоративные крыски, морские свинки. 

Собаки вернулись в наш дом, когда дочь училась в первом классе. Собственно, это она нашла нашего замечательного фокса. По дороге из школы она взахлеб мне рассказывала, что на школьном дворе у них появилась такая веселая собачка. Как она хорошо со всеми играет. И она ничья. Это был тонкий намек. Только я уже не десятилетний ребенок, и понимаю, что собака - это не просто, что ее нужно воспитывать, и хлопот с ней много. Через несколько дней мы с Фоксом встретились. Я пришла забирать дочь из школы, а она мне говорит: мам, смотри, вон Верный (это дети его так в школе прозвали). И подбегает фокстерьер! Самый настоящий! Просто чудо!

 Он сел и смотрит на меня, склонив голову на бок. А я внимательно смотрю на него и понимаю, что это - наша собака. Сняла пояс плаща, вместо поводка. Пес сразу все понял, и пошел с нами. 

Так собаки вернулись в наш дом, теперь уже навсегда. После Фокса были еще Дарочка и Белка. Сейчас живет бельгийская овчарка Дана. Наверное, это истории заслуживают отдельной статьи.

Но, главное, что через этих животных мы пришли к благотворительности. Ни я, ни мои дети не пройдем мимо того, кто нуждается в помощи. Человек, животное - неважно. Важно суметь помочь.

 Не раз мы подбирали и устраивали животных, оплачивали лечение.Собственно, и наши домашние питомцы все с улицы. Даже попугай.   Мы помогаем приютам кормами и финансами. 

А еще больше восьми лет я участвую  в проектах Российского отделения WWF  (Всемирного фонда дикой природы), который в нашей стране организовал Николай Николаевич Дроздов. И сертификат “Хранителя Земли” для меня также важен, как мои учительские звания и награды.

Помощь и неравнодушие - для меня это очень важно

Вокруг очень много разной боли. Можно закрыться в свой мирок и ничего не видеть. Можно, как мой второй муж, уйти в философию и саморазвиваться - и  ничего не видеть вокруг. Но я вижу. И понимаю, что нельзя переделать весь мир, но ведь можно изменить мир вокруг себя. 

Мы всегда делимся тем, что выращиваем в саду. А это совсем не мало. В урожайный год только яблок собираем до 5 тонн. А есть еще и ягодные кустарники, вишня, слива. Угощаю и соседей.  Ящиками отвожу в школу, ставлю в вестибюле для всех желающих. И в кабинете в сезон у меня всегда стоит ваза с яблоками, чтобы ребята могли в переменку перекусить. 

Помогаем многодетным семьям продуктами, одеждой. Обязательно оказываем посильную помощь детскому хоспису.

 Я очень рада, что мои дети идут по моим стопам. 

Стало традицией семьи обязательно отдать на благотворительность часть каждой зарплаты, премии, выигрыша. А если мы задумали путешествие или покупку для себя, значит сделаем благотворительный взнос “на удачу”. А когда удается серьезно помочь, так хорошо на душе!

Вместе со школьниками участвую в благотворительных ярмарках. Специально к ним делаю чайные домики, шкатулки. Тоже получается неплохой вклад в доброе дело.

Зачем мне на шестом десятке свой блог?

Вот я и дошла до той точки в жизни, когда хочется многое рассказать, поделится впечатлениями, жизненным опытом. Есть разные дела и увлечения, которыми я в жизни занималась и продолжаю заниматься. Это и  садоводство, и кулинарные рецепты, и опыт туристских спортивных походов. и походов с детьми, бардовская песня и рукоделие, и даже постройка садового дома своими женскими руками. Да и опыт школьной работы, общения с подростками тоже  кому-то может оказаться полезным. 

А еще хочется научиться зарабатывать в интернете, чтобы на пенсии иметь возможность по-прежнему помогать людям и животным, и не зависеть от тощего кошелька, капризов работодателя. Самостоятельно планировать свое время.

Попытки дополнительного заработка были. Пока не очень успешные, но и не нулевые. Продала несколько статей по садоводству на бирже фриланса. Открыла свой канал на Яндекс.дзен. Он медленно, но вполне уверенно развивается. А я учусь на нем писать статьи. И зарабатываю по чуть-чуть каждый день на рекламе.  Но канал имеет узкую направленность, а рассказывать хочется много о разном. Поэтому формат дневника мне интересен намного больше. 

Нет комментариев

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение